Диспетчерская:
+7 (499) 158-83-09
+7 (499) 158-48-08
+7 (915) 148-85-94
 

Rover + Лада = ?

 

Текст Леонид Круглов, Юрий Бритов
Фото Юрий Бритов

Внешне этот ВАЗ-2112 ничем не отличается от десятков тысяч своих собратьев. Но по тому, как резво хэтчбек уходил от светофора, чувствовалось, что под капотом у него что-то устроено не так, как у других...


Впрочем, отличия сразу же стали заметны, как только мы устроились в салоне автомобиля. Настораживала необычная форма рукоятки переключения передач. После нескольких неудачных попыток нащупать ногой педаль сцепления в воздухе повис немой вопрос: "Неужели?". Да-да, педали просто не было. А торчащая между сиденьями "палка" - это не что иное, как рычаг управления автоматической трансмиссией. Идея установки автоматической КП на автомобиль "десятого" семейства родилась в Центре автоматических трансмиссий Московского государственного авиационного института, а реализована была совместными усилиями Центра АТ МАИ и тюнинговой компании "Элекс Полюс Тюнинг". Перепробовав несколько вариантов установки классической АКП, специалисты Центра остановили свой выбор на бесступенчатом вариаторе VT 1 известнейшей немецкой компании ZF. Изначально он предназначен для установки на новый Mini, но отлично "прижился" и под вазовским капотом. VT 1 идеально подходит к вазовскому 16-клапанному двигателю не только по техническим и массогабаритным характеристикам, но и по посадочным местам. Его установка потребовала минимальных изменений - добавилась переходная план-шайба да пришлось переработать ШРУСы, заменив "родную" начинку шарнирами от Volvo.

У бесступенчатого вариатора множество преимуществ перед традиционной АКП. Он не только имеет меньший вес и габариты, но также проще и надежнее по конструкции. Основные его "козыри" - более высокий КПД и постоянная механическая связь двигателя с ведущими колесами, благодаря чему автомобиль гораздо "послушнее" на скользкой дороге. Нам доводилось управлять многими тольяттинскими экспериментальными и перспективными моделями, есть у нас и опыт участия в журналистских ралли на ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112. Поэтому разницу в поведении "подопытного" автомобиля и его рядового собрата мы почувствовали сразу. Прежде всего бросается в глаза измененная картина разгона. Набор скорости происходит как бы в два этапа. Резкий старт, затем плавное нарастание скорости примерно до 80-90 км/ч. Если продолжать "давить на газ", скорость начнет нарастать по более крутой кривой, доходя до 165-170 км/ч. Для выхода на 100-километровый рубеж скорости требуется 13,5 секунды. Это чуть меньше, чем у автомобиля с обычной механической КП (14,0-15,0 с).

Совсем иначе ведет себя "автомат" в режиме длительной трассовой езды. Если обычной "десятке" с 16-клапанным двигателем для поддержания экономичного режима 90 - 100 км/ч требуется 2800-3000 об/мин, то с вариатором ту же скорость автомобиль стабильно держит при 2000-2200 об/мин. Нетрудно подсчитать, что при этом расход топлива снижается на 7-8% или на 0,3-0,4 л/100 км. Правда, возникают и некоторые проблемы, но они относятся скорее к навыкам езды на "автомате", чем к недостаткам конкретной конструкции. Так, нам с трудом давалось торможение двигателем, да и на сброс газа автомобиль реагировал несколько "заторможено", продолжая двигаться с набранной скоростью еще какое-то время. Такая "задумчивость" требует повышенного внимания у будущих обладателей "десятки-автомата" при возникновении нештатных ситуаций. Городская же езда на новой машине - одно удовольствие. Никакого сравнения с традиционной процедурой переключения передач и постоянной работой педалью сцепления каждые 20-30 секунд. Если не считать проблемы левой ноги и правой руки, которые постоянно искали свои привычные места, освоение "автомата" прошло без особых хлопот. Кстати, проблема "лишних" конечностей - дело проходящее. Зато приятно было наблюдать, как на светофоре позади оставались обычные тольяттинские переднеприводные машины, не говоря уже о "классике". Впрочем, как считают создатели британо-российского гибрида, его предназначение - вовсе не лихая езда от штрафа до штрафа. По их мнению, основную массу владельцев должны составить молодые преуспевающие в бизнесе представительницы прекрасного пола. Свойственный им стиль динамичной езды - сосредоточенный, с минимальными отвлечениями на манипуляции с рычагами и педалями - легче всего реализовать с помощью именно бесступенчатого вариатора.

Что ж, поживем - увидим, сбудутся ли эти прогнозы. А пока рассмотрим экономический аспект новой разработки. В своем нынешнем виде (а пока изготовлено два автомобиля, один из которых передан на ВАЗ для детальных испытаний) вариатор вместе с доделкой ШРУСов, установкой и доработкой салона "оттянет" из кармана счастливого обладателя около $3000. Отметим, что уже сейчас есть несколько заказчиков "автоматизированного" варианта "десятки". При выходе на рубеж 1 тыс. машин в год (или 0,5% от общего выпуска этого семейства), стоимость доработки может снизиться на 20%. Если же выпуск таких автомобилей довести до 10 тыс. в год (5% от общего объема производства), снижение стоимости составит 30%. Таким образом, разница в цене обычного автомобиля и машины, оборудованной вариатором, будет соответствовать принятой мировой практике. Страсти вокруг "десятого" семейства не утихают. То в Тольятти, то в Питере, то в Москве появляются новые и интересные решения по силовым агрегатам, трансмиссии, ходовой части и салонам этих машин. Это и понятно - на сегодня иной перспективы у отечественного автопрома нет. Окажется ли разработка Центра АТ МАИ и "Элекс Полюс Тюнинга" одной из проходящих идей или станет реальностью, покажет будущее.
 

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Автомобили", номер 6.2002

Ленинградское ш. 5а
Территория МАИ
Записаться на ремонт
Ленинградское ш. 5а
1994-2016 © Центр АТ - Диагностика и ремонт АКПП.
Создание сайта и дизайн «Интеарт»
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 www.center-at.ru