Блок управления АКПП
Электронные системы управления АКПП на легковых автомобилях начали появляться в 70-е годы прошлого столетия. Пионером является фирма Рено. В то же время на многих коробках стали появляться электронные блоки управления отдельными функциями АКПП, такими, как включение или запрет включения 4-ой передачи и включение блокировки гидротрансформатора. При этом базовые функции исполнялись гидравлической автоматикой. Далее появились простейшие системы управления переключением передач, в которых электромагнитные клапаны работали только в режиме «включено-выключено». Функции плавности переключений исполнялись по-прежнему гидравлической автоматикой. Затем в конце 80-х появилась система управления фирмы Крайслер, в которой на электромагнитные клапаны подавался ток переменной скважности, за счет чего стало возможным управлять темпом включения сцеплений, и электроника полностью взяла на себя и обеспечение плавности переключения передач. Одновременно в такой системе была реализована и функция «скользящей блокировки» гидротрансформатора.
Долгое время она оставалась единственной в своем роде, и только в начале 2000-х начали появляться аналогичные по функциональности системы управления и у других производителей автоматических трансмиссий. На сегодняшний день все системы управления работают именно по такому принципу: электромагнитные клапаны управляются током с переменной скважностью, за счет чего и обеспечивается требуемая плавность переключения передач.
Электронный блок управления АКПП предназначен для управления всеми функциями коробки передач. Перечислим эти функции.
- переключение передач;
- обеспечение плавности переключения передач;
- регулирование главного давления в системе;
- управление блокировкой гидротрансформатора;
- контроль состояния узлов коробки;
- диагностика возникающих неисправностей;
- связь с другими электронными системами автомобиля.
ЭБУ АКПП может быть выполнен в виде отдельного блока, либо объединен в единый блок с ЭБУ двигателя.
Пример исполнения ЭБУ АКПП в виде отдельного блока.
В последние годы усилилась тенденция расположения этого блока в едином узле с гидроблоком, в результате такой «комбайн» получил название «мехатроник». Такие конструкции применяют Мерседес, GM, ZF и другие фирмы.
Мехатроник ZF 6HP26
Мехатроник GM 6T40
Мехатроник Мерседес 722.9
На некоторых АКПП (например, у Тойоты U-660 или AW TF80) применяется промежуточное решение: ЭБУ находится снаружи коробки, непосредственно на ее корпусе.
АКПП TF80SC, блок управления вверху.
Такое исполнение уменьшает количество проводов в кабеле, соединяющем АКПП с остальным автомобилем, с 15-25 до 4-8 (питание и CAN-шина).
ЭБУ АКПП является сложным компьютерным устройством и имеет те же компоненты, что и любой компьютер: блок питания, процессор, ПЗУ, ОЗУ. Но, кроме этого, он имеет также силовые ключи (управляющие выходные транзисторы), которые, в свою очередь, обычно имеют встроенную защиту от короткого замыкания. Процессор анализирует многочисленные параметры в режиме реального времени. Он получает сигналы от всевозможных датчиков и других электронных блоков автомобиля (см. статью «Датчики АКПП»), после чего происходит их обработка и формирование управляющих команд, которые посылаются на силовые ключи. В имеющемся в блоке модуле ПЗУ записано базовое программное обеспечение (ПО).
В оперативной памяти хранятся сведения о состоянии коробки и режимах работы ее, регистрируются возникшие неисправности и условия их возникновения. Современные ОЗУ энергонезависимые, и хранят информацию до посылания команды сброса на базовые установки. В ОЗУ также хранятся и вычисленные адаптационные коррекции переключения передач.
Компьютерная диагностика ЭБУ с помощью сканера позволяет следующее:
- считать зафиксированные коды ошибок и удалить их;
- считать условия появления ошибок (температуру коробки и двигателя, пробег автомобиля на момент появления ошибки, скорость автомобиля, частоту вращения двигателя, величину крутящего момента двигателя, кратность повторения ошибки и т.д.);
- считать адаптационные коррекции и при необходимости сбросить их;
- провести процедуру обучения (адаптации) коробки после ремонта;
- проверить функционирование исполнительных элементов АКПП;
- просмотреть параметры всех датчиков и исполнительных элементов в режиме реального времени.
Анализируя показания датчиков, ошибки и характер поведения автомобиля, можно с высокой долей вероятности определить причину неисправности и пути устранения ее.
Как любая сложная система, ЭБУ АКПП может выйти из строя.
Возможные неисправности:
- механические повреждения блока;
- короткое замыкание внутри ЭБУ;
- неисправность кабелей, контактов и разъемов (из-за попадания влаги, в результате механического повреждения и т.д.);
- сбой программы;
- выгорание ПЗУ или ОЗУ;
- выгорание блока питания;
- повреждение силовых ключей из-за замыкания кабелей или исполнительных устройств (катушек электромагнитных клапанов).
При этих неисправностях ЭБУ выводится в аварийный режим, при котором обычно сохраняется возможность езды передним ходом (как правило, на одной передаче) и задним ходом, и на панели приборов появляется сигнал о неисправности коробки передач.
Некоторые блоки управления поддаются ремонту, но не все. Многие приходится менять на б/у или даже на новые.
Диагностика неисправного блока управления, снятого с автомобиля, выполняется при помощи специального оборудования. Ремонт электронных блоков предполагает замену микросхем, интегрированных датчиков, силовых ключей и тд.