Гидротрансформатор

Устройство и принцип работы гидротрансформатора

Гидродинамический преобразователь момента, или гидротрансформатор (сокращенно ГДТ, или ГТ), представляет собой лопастную машину для бесступенчатого и автоматического изменения крутящего момента в зависимости от нагрузки на выходном валу.

ГДТ позволяет существенно облегчить управление автомобилем, в основном, из-за устранения педали сцепления. Кроме того, он позволяет работать двигателю при полностью остановленном автомобиле, не выключая передачи. Эти и другие положительные качества, а также его свойство осуществлять плавный разгон, делают движение автомобиля более приятным и комфортабельным, способствуют повышению безопасности, так как водитель меньше отвлекается на управление автомобилем. В связи с этим на современных легковых автомобилях с автоматической трансмиссией ГТ стал ее основным элементом.

схема гидротрансформатора

Устройство гидротрансформатора

Гидротрансформатор обычно состоит из трех основных элементов: насосного колеса, турбинного колеса и колеса реактора. Через ГТ осуществляется связь между двигателем и коробкой передач, при этом насосное колесо, являющееся одновременно кожухом, соединяется с коленчатым валом двигателя, турбинное колесо - с входным валом коробки передач, а реактор обычно устанавливается на муфте свободного хода и при переходе на режим гидромуфты свободно вращается в потоке жидкости. Жидкость из насоса поступает в турбинное колесо, из турбинного колеса в реактор и далее в насосное колесо. При вращении насосного колеса жидкость под воздействием лопастей начинает двигаться в насосном колесе от центра к периферии. При этом энергия каждой частицы рабочей жидкости при ее движении в рабочей полости гидротрансформатора изменяется. При прохождении через насосное колесо напор (энергия потока, отнесенная к единице веса рабочей жидкости) увеличивается. Жидкость из насосного колеса далее поступает в турбину. Проходя через турбину, рабочая жидкость отдает энергию, ранее полученную в насосе. Из турбины рабочая жидкость поступает в реактор, где изменяется направление движения жидкости для реализации крутящего момента в соответствии с требуемыми характеристиками.

Типовая характеристика гидротрансформатора:

типовая характеристика гидротрансформатора

К – коэффициент трансформации (силовое передаточное число);

I - передаточное отношение частот вращения турбинного колеса к насосному колесу.

ή- КПД гидротрансформатора.

Сложные гидродинамические процессы, протекающие внутри ГДТ, на автомобиле (упрощенно) проявляют себя следующим образом.

Водитель переводит селектор АКПП в положение движения. До начала движения и в момент трогания происходит интенсивное взаимное проскальзывание насосного и турбинного колес ГТ. Режим установившего движения автомобиля сопровождается выравниванием скоростей вращения насосного и турбинного колес. При работе АКПП гидротрансформатор исключает ударные нагрузки в момент переключения передач и "сглаживает" разницу их передаточных отношений.

Он обеспечивает, в определенных пределах, приспособляемость двигателя к изменению дорожных условий. На современных моделях при установившемся движении автомобиля  происходит полная механическая блокировка ГДТ, и он работает как обычное сцепление, исключая тем самым потерю в нем мощности.

При движении автомобиля детали ГДТ испытывают высокие гидравлическую и тепловую нагрузки, которые возникают тогда, когда реактор не вращается. Это происходит из-за характера движения жидкости и ее внутреннего трения. Поэтому рабочая жидкость дополнительно охлаждается специальным радиатором, расположенным в передней части автомобиля вместе с радиатором охлаждения двигателя или внутри него. Неисправности радиаторов могут привести к попаданию охлаждающей жидкости в трансмиссионную, что выводит из строя ГДТ и АКПП.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
ЗАПИСАТЬСЯ НА ДИАГНОСТИКУ
ПРОВЕРИТЬ СТАТУС РЕМОНТА
Спасибо за Вашу заявку! Мы скоро свяжемся с Вами!